Критические периоды
развития
Учение
о критических периодах развития было создано в 1921 г. К. Стоккардом и в
дальнейшем значительно углублено и расширено П. Г. Светловым. Индивидуальное
развитие, по воззрениям П. Г. Светлова, состоит из небольшого числа этапов,
каждый из которых начинается критическим периодом, за которым следуют этапы
видимой дифференциации и роста. Критические периоды характеризуются наиболее
высокой чувствительностью к воздействиям вредных факторов внешней среды. В
ранних стадиях эмбрионального развития критические периоды относятся к
развитию всего организма, позднее отрицательное влияние определенных факторов
сказывается на формировании отдельных органов — тех, которые в данный момент
претерпевают наиболее активные формообразовательные процессы. Внешние факторы,
к которым организм (или отдельный орган) весьма чувствителен в определенные
периоды, могут существенным образом влиять на его развитие. Различные
воздействия в один и тот же период могут вызывать сходные отклонения. И наоборот,
один и тот же фактор, действующий на разных этапах, вызывает различные
изменения, т. е. тип аномалии в значительной степени зависит от стадии
развития, во время которой на организм оказал действие тератогенный агент.
Биологический
смысл повышения чувствительности к внешним воздействиям в критические периоды
заключается в обеспечении восприятия зародышем и его частями сигналов, ответом
на которые являются определенные процессы индивидуального развития.
Наиболее
высокой чувствительностью к повреждающим агентам обладают зародыши во время
имплантации (первый критический
период), соответствующий 7—8-му дню эмбриогенеза, и во время
плацентации (второй критический
период). Плацентация приходится на 3—8-ю неделю эмбриогенеза и совпадает
с этапом формирования зачатков органов.
Повреждающие
факторы внешней среды (химические агенты, в том числе лекарственные, радиация и
др.) могут оказывать неодинаковое влияние на зародыши, находящиеся в разных
стадиях развития: эмбриотоксическое или тератогенное. Эмбриотоксическое
действие повреждающих факторов характерно для первого критического периода,
тератогенное — для второго.
В
период имплантации зародыш либо погибает (при повреждении многих бластомеров),
либо дальнейший эмбриональный цикл не нарушается (при сохранности большого
числа бластомеров, способных к полипотентному развитию). При поражении
зародыша в период плацентации и органогенеза характерно возникновение уродств.
При этом пороки развития образуются в тех органах, которые в момент действия
повреждающих агентов находились в процессе активной дифференцировки и развития.
У различных органов эти периоды не совпадают во времени. Поэтому при
кратковременном действии тератогенного фактора формируются отдельные аномалии
развития, при длительном — множественные.
Согласно
учению о двух критических периодах эмбриогенеза, для снижения частоты гибели
зародышей и врожденных пороков развития необходимо охранять организм женщины
от неблагоприятных воздействий окружающей среды именно в первые 3—8 нед.
беременности. Хотя дальнейшие исследования доказали, что по отношению к ряду
повреждающих агентов эмбрион и плод человека обладают высокой
чувствительностью и после завершения плацентации и активного органогенеза. К
критическим периодам фетального развития относят 15—20-ю недели беременности
(усиленный рост головного мозга) и 20—24-ю недели (формирование основных
функциональных систем организма).
Похожие статьи
загрузка...
|